Saab |
|
Компания Svenska Aeroplan Aktiebolaget (Шведское общество самолётостроения), изначально созданная правительством Швеции как предприятие для выпуска военных самолётов в 1937 году, десять лет спустя, в рамках шведской «конверсии» после окончания мировой войны и отсутствия потребности в поршневых военных самолётах, начала выпуск легковых автомобилей собственной разработки. Модель SAAB 92, постепенно модернизируясь, продержалась в производстве более 20 лет, сменившись переходной моделью SAAB 99, выпускавшейся ещё 10 лет, а затем моделью SAAB 900, ставшей для SAAB последним автомобилем собственной разработки. В 1969 году под контролем семейства Валленберг произошло объединение SAAB и компании Scania-Valmet, выпускавшей грузовые автомобили, автобусы и спецмашины. Объединение получило имя SAAB-Scania. В это же время у компании, выпустившей уже более миллиона автомобилей возникли сложности. Автомобили SAAB отличались повышенной безопасностью, благодаря постоянному внедрению новинок в этой сфере, надёжностью, приспособленностью к климатическим условиям северной Европы. В то же время их внешний вид был старомоден, а основные узлы от двигателя до подвески устарели, требовалась их разработка по новой. Чтобы не изобретать велосипед, руководство SAAB-Scania построила новый автомобиль SAAB 9000 на платформе Fiat 4. Автомобиль потерял сильные стороны, ранее отличавшие марку, и не приобрёл преимуществ перед другими автомобилями, построенными на этой платформе. Ещё одним минусом стала высокая цена, поскольку рабочая сила в Швеции намного дороже, чем в Италии. Попытка использовать для снижения её стоимости гастарбайтеров окончилась ещё большим конфузом – качество автомобилей резко снизилось, спрос на них стремительно падал. В 1989 году контроль над SAAB перешёл к корпорации GM, в производство были запущены модели, выпускавшиеся Opel, причём как SAAB выпускались их люксовые варианты. В 2000 году GM получила полный контроль над SAAB и «эффективным менеджментом» довела его до полной несостоятельности в 2010 году, после чего избавилась от него. Два года фактической бездеятельности закончились в 2012 году банкротством и попыткой возрождения при помощи вновь организованного шведско-китайского консорциума. |